Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №8 г. Нижний Ломов
ПРИНЯТО Педагогическим советом МБДОУ детский сад №8 г. Нижний Ломов Протокол №1 от 31 августа 2015г. |
УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МБДОУ детский сад № 8 г. Нижний Ломов Приказ № 93 от 31 августа 2015г. ________________ Л. И Кусмарова |
Основная образовательная программа
дошкольного образования
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения детский сад №8
г. Нижний Ломов
г. Нижний Ломов
2015
Оглавление
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………… 10
1.1.1. Цели и задачи Программы………………………………………………………………10
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программ…………………………………..13
1.1.3.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том
числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста ………17.
1.2. Планируемые результаты.. 34
Целевые ориентиры в раннем возрасте. 34
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы.. 35
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе. 39
2.2.1. Младеньческий возраст. 51
Социально-коммуникативное развитие. 61.
Художественно-эстетическое развитие. 68.
2.2.3 Способы и направления детской инициативы…………………………………………70
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми. 73
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников. 74
2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. 77.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.. 80
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка. 80
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.. 81
3.3. Кадровые условия реализации Программы.. 86
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы.. 89
3.5. Финансовые условия реализации Программы.. 114
3.6. Планирование образовательной деятельности. 125
3.7. Режим дня и распорядок. 133
3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы
и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических,
кадровых, информационных и материально-технических ресурсов 148
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов. 151
3.10. Перечень литературных источников. 152
4.0 Краткая презентация программы ( дополнительный раздел)……………………155
5.0 Приложения …………………………………………………………. ……………….158
Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации»
от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»)
дошкольное образование является уровнем общего образования наряду с начальным общим,
основным общим и средним общим образованием.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка,
основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования – сохранение уникальности и самоценности
дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными
формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных
форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной
социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Трансформация России в постиндустриальное общество, процессы информатизации, усиление
значимости средств массовой информации как института социализации, широкий диапазон
информационных и образовательных ресурсов открывают новые возможности развития
личности ребенка, но одновременно несут и различного рода риски.
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления
не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми
и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.
Необходимость в таком обновлении вызвана целым рядом объективных факторов развития современного
общества и экономики и связанных с этим новых требований к образованию, изменениями условий жизни
и взросления детей, обобщаемых в понятии «новая социокультурная ситуация развития детства», а также
новыми данными многочисленных исследований в области нейронауки, психологии развития, исследований семьи и детства и др.
Международные педагогические исследования, такие как сравнительные исследования достижений учащихся TIMSS, PISA
и PIRLS, исследования, проводившиеся ОЭСР, такие как StartingStrong, движение за права детей, получившее распространение
во всем мире после принятия ООН в 1989 г. Конвенции о правах ребенка, свидетельствуют о понимании ключевого значения
образования в стабильном развитии общества, о важности создания условий доступности качественного образования
для детей на самых ранних этапах развития.
Переосмысление роли и задач образования в период раннего и дошкольного детства, происходящее во всем мире,
связано с выявлением образовательного потенциала детей раннего и дошкольного возраста, факторов, влияющих
на развитие детей, краткосрочных и долгосрочных эффектов условий жизни и образовательных стратегий на ранних
этапах развития, их влияния на биографию отдельного человека, значения для стабильного развития общества и
экономики в целом.
Все это требует разработки инновационных программ раннего и дошкольного образования, соответствующих
современному уровню развития педагогической науки и практики, учитывающей и интегрирующей лучшие
образцы отечественного и зарубежного опыта.
Современные образовательные программы и современный педагогический процесс должны быть направлены
на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного
образования. Вариативность содержания дошкольного образования может быть достигнута только через
сохранение широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском
образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент.
В условиях стремительного роста социальных, экономических, технологических и психологических
перемен современные программы психолого-педагогической поддержки подрастающих поколений направлены,
прежде всего, на раскрытие разнообразных форм активности, присущих самому ребенку.
Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни.
Эти возможности связаны:
– с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;
– с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;
– с появлением коммуникационных и сетевых технологий;
– с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и воспитателей,
обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.
В то же время рост социальной неопределенности, нарастающая скорость социально-экономических изменений,
расширяющиеся границы информационного общества, спектр информационно-коммуникационных технологий порождают
новую социальную ситуацию развития ребенка, несущую определенные риски для детей дошкольного возраста:
– ярко выраженная дифференциация социально-экономических условий жизни российских граждан ведет
к нарастанию различий в траекториях развития детей из разных слоев, из разных регионов, из городской и
сельской местности, несет угрозу утраты единого образовательного пространства;
– рост группы детей, характеризующихся ускоренным развитием, при увеличении количества детей с проблемными
вариантами развития, детей, растущих в условиях социально-экономического, медико-биологического, экологического,
педагогического и психологического риска, приводит к нарастанию различий в динамике развития детей,
в степени развития их способностей, к мотивационным различиям;
–игнорирование возрастной специфики дошкольного детства, перенос учебно-дисциплинарной модели в практику
педагогической работы на уровне дошкольного образования создает увеличивающийся разрыв между ступенями
дошкольного и общего образования;
– тенденция к «школяризации» дошкольного образования, к форсированию интеллектуального развития детей в форме
искусственной акселерации за счет вытеснения типично детских видов деятельности и замещения их псевдоучебной
деятельностью приводит к снижению общей активности детей – игровой, познавательной,
исследовательской, коммуникативной и пр., что ведет к слабой сформированности
у детей предпосылок учебной деятельности, а следовательно, к снижению их мотивации к
учению на следующих уровнях образования;
– неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей с другими детьми приводит к росту
явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной
компетентности детей, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных
навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской
агрессивности.
С учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности
изменяющегося мира и обозначенных выше рисков для полноценного развития и безопасности детей,
в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт),
разработана настоящая Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее – Программа).
Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных
программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения.
Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную
деятельность на уровне дошкольного образования (далее – Организации) самостоятельно разрабатывают и
утверждают основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта,
обладает модульной структурой.
Рамочный характер примерной Программы раскрывается через представление общей модели
образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития,
определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии
с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области,
содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды,
в том числе предметно‑пространственная и развивающая образовательная среда,
выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа Организации.
Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную
Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая
пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения,
гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения
всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей),
администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности,
соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка),
материально-технические и другие условия образовательной деятельности.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела – целевой,
содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы,
планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях – социально-коммуникативной, познавательной,
речевой, художественно-эстетической, физической.
Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
– игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
– коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
– познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе
наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
– восприятие художественной литературы и фольклора,
– самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
– конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
– изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
– музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические
движения, игры на детских музыкальных инструментах),
– двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной
деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов
ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
– психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
– особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
– особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
– способов и направлений поддержки детской инициативы,
– особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,
– особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Объем обязательной части основной образовательной программы должен составлять не менее 60% от ее общего объема.
Объем части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений,
должен составлять не более 40% от ее общего объема.
В соответствии с Программой описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных
и других социокультурных особенностей рекомендуется включать в часть, формируемую участниками
образовательных отношений самостоятельно.
Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической и
психологической диагностики развития детей, а также качества реализации основной общеобразовательной программы
Организации. Система оценивания качества реализации программы Организации направлена в первую очередь
на оценивание созданных Организацией условий внутри образовательного процесса.
Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию.